Пт, 24.11.2017, 01:20
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Общие [1]
Дайвинг [10]
Медицина [3]
Снаряжение [10]
Новости Форума
  • Самые лучшие места для погружений (25.04.2017)
  • Продам или обменяю снаряжение (11.01.2017)
  • Курс Referral Open Water Diver PADI (11.01.2017)
  • Каким регулятором вы пользуетесь? (11.01.2017)
  • Спортивный досуг (11.01.2017)
  • Продам маску Omersub Abyss (11.11.2015)
  • Наш опрос
    Что Вы хотите видеть на сайте?
    Всего ответов: 54
     Каталог статей
    Начало » Статьи » Дайвинг

    Капитан Кусто: мифы и реальность

    Капитан Кусто: мифы и реальность
    Опубликован на www.octopus.ru (http://www.octopus.ru)

    Капитан Кусто: мифы и реальность

    Создана 21/05/2007 - 15:08
    Капитан Кусто: мифы и реальность Жак Ив Кусто ушел из жизни 25 июня 1997 года. И уже на следующий день средства массовой информации во всем мире активно включились в создание коллективного портрета этого человека. Каждый автор добавлял штришки сообразно своим представлениям о легендарном подводнике. Все они претендуют на достоверное изображение. Если сравни вать эти описания между собой, среди них не найдется и двух похожих. Но удивительно другое: ни одно из них не соот ветствует истинному портрету Капитана Кусто. И этому есть причины. Нужно раз и навсегда уразуметь: этот незаурядный человек всегда хотел сохранить в тайне большую часть своей жизни вообще и своей работы в частности. Фактически во всех его поступках, публичных или нет, есть две стороны: видимая и скрытая. И если относительно легко восстановить ход его жизни, составить его жизнеописание и представить каталог его открытий и произведений, то, напротив, в большинстве случаев достаточно сложно понять, почему он принял решение участвовать в том или ином предприятии, двигаться именно в выбранном направлении. К тому же задача осложняется тем, что он практически никогда не обсуждал стратегию и тактику своих действий ни с кем, даже с самыми близкими ему людьми. Он был 'паша', 'харизматический лидер', он говорил: 'Мы пойдем туда', и все остальные подчинялись преданно и послушно. Давайте же попробуем разобраться в перипетиях судьбы этого гениального и загадочного человека. Жак Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, во французском регионе Бордо. Его отец Даниэль работал личным секретарем у двух американцев. Первый был страховым агентом, второй - предпринимателем. Его мать Элизабет Дюрантон была дочерью местного аптекаря.Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах. Жак Ив учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка. Когда пришло время вернуться во Францию, Кусто исполнилось 13 лет. Его отец купил кинокамеру, чтобы снимать семейные развлечения, но как только она попала в руки Жака, он стал владеть ей единолично. Это было началом настоящей страсти: Жак создает "настоящие-фильмы", строит декорации, снимает и даже сам проявляет пленку. Вскоре он создаст свое первое общество по производству кинофильмов 'Фильм Зикс, Жак Кусто'. Учеба, которую он продолжил во Франции, не отмечена особенными успехами. Отечественные методы обучения слишком отличаются от американских. И только в стенах Иезуитского колледжа в Париже он начинает всерьез относиться к занятиям. Тем не менее он получит степень бакалавра в 1930 году - в 20 лет. Он выдерживает вступительные экзамены в Высшую национальную военно-морскую школу и принимается туда с хорошими результатами. В 1933 году он получает назначение на крейсер 'Примоге', направлявшийся на Ближний Восток. Уже тогда товарищи отметили склонность Кусто к несколько странной манере говорить о себе, как и его стремление к замкнутости и одиночеству. В 1936 году он просит назначения в военно-морскую авиацию и добивается перевода. И в этом же самом году, увлеченный автомобилями и большими скоростями, он берет спортивную машину своего отца и попадает в аварию. Ее последствия поистине ужасающи для Жака Ива Кусто: множество переломанных ребер, смещение позвонков, пробитое легкое, парализованные руки... Карьера лейтенанта военно-морской авиации Кусто закончена. Лишь его исключительная сила воли, характер борца позволили ему менее чем через год спустя выйти из больницы. Слабым, но стоящим на своих ногах и с обеими действующими руками. Капитан Кусто: мифы и реальность И это было необходимо: он влюблен! Его счастливая избранница - Симона Мелькиор. Ее мать -дочь адмирала Жана Баэма, страстно увлеченного подводными исследованиями, организатора экспедиции в Тунис, в Махдию. Воля случая проявилась в том, что спустя 12 лет Жак Ив Кусто вернется в эти же края на судне для проведения подводных работ. Он получает назначение на Suffren, а затем на Codercel, приписанные к военно-морской базе в Тулоне.В июле 1937 года морской лейтенант Жак Ив Кусто женится в Париже на Симоне Мелькиор. Разумеется, молодая пара устраивается жить в Тулоне. Симона - очаровательная молодая женщина, примерная офицерская жена. Она обратит на себя внимание всех, кто будет знаком с ней, и особенно тех, кто ступит на борт 'Калипсо', о котором мы расскажем ниже. ... В это же время в Тулоне находится незаурядный человек, морской офицер более высокого звания, чем Жак-Ив Кусто, поэт, гуманист, большой любитель спорта, влюбленный в море. Все время вне службы он посвятил морю. Большую часть свободного времени он проводит на подводной охоте в водах департамента Вар, на юге Франции. Его зовут Филипп Тайе. Его неразлучного друга по подводной охоте зовут Фредерик Дюма, это он станет впоследствии легендарным Диди. В своей книге 'Свободные погружения' (Plongees sans cables) Филип Тайе довольно беспристрастно, как говорят знающие люди, описал характер Жака Ива Кусто. Они встретились в один прекрасный день 1938 года, и Филипп Тайе стал для Кусто крестным отцом в свободном погружении. Снаряжение в то время было самое простое и ограничивалось парой очков (так называемых Fernez), кстати, очень неудобных. Жак Ив Кусто потрясен, вся его жизнь перевернулась в этот момент. Он решает всецело посвятить ее проникновению в подводный мир.Филипп Тайе, Жак Ив Кусто и Диди больше не расстаются. Они вместе совершают погружения, пытаются приспособить существующие в то время системы для дыхания под водой. Такие, например, как скафандр капитана Ле Приера. Тесть Жака Ива Кусто, Анри Мелькиор, работает в компании I Air Luquide в Париже, где как раз изучаются и разрабатываются материалы и оборудование, применяемые для различных видов газов. Его поддержка будет неоценимой для троих Друзей. Наступает сентябрь 1939 года: война! Жака Ива Кусто назначили канониром на крейсер Duplelx, где он и прослужил до июня 1940 года, даты перемирия между Францией и Германией. Что касается Филиппа Тайе, он служит на эскадренном миноносце Valmy, в то время как Диди - погонщик мулов в Северном Провансе. На море бездействие, полный штиль, но в начале 1941 года Жак Ив Кусто по приказу правительства Виши участвует в удавшемся налете на итальянское представительство в Сете в целях получения секретных военных шрифтов. За эту операцию его наградили орденом Почетного легиона в 1946 году. Участие Кусто в этой операции состоялось во многом благодаря положению его старшего брата Пьера Антуана, о котором еще будет возможность вспомнить. Наши 'три мушкетера', как их назовут позже, оказываются в вынужденных отпусках. Что делать? Капитан Кусто: мифы и реальность Жака Ива Кусто никогда не покидала страсть к кино. При помощи одного из друзей. Веша, он мастерит камеру форматом 35 мм, помещает ее в водонепроницаемый бокс, и после нескольких неудачных попыток им наконец удалось сделать съемки морского дна на глубине около 20 м. После затопления французского флота в Тулоне в ноябре 1942 года наши друзья остаются без своих кораблей и практически без работы. Их сердца разбиты этим апокалипсисом. Они возвращаются к своим подводным увлечениям и занимаются монтажом эпизодов, отснятых ранее. Результатом этой работы стал 18-минутный фильм '18 метров под водой'. Впервые этот фильм представлен публике 10 апреля 1943 года в Париже в Национальном театре Шайо, в рамках показа, организованного тогдашними французскими властями под контролем пропагандистского ведомства оккупационных властей. Не будем забывать, что в то время Франция была полностью оккупирована фашистами. Жак Ив Кусто представлен как режиссер этого фильма и получает более чем радушный прием, особенно на страницах коллаборационистского издания 'Я повсюду', главным редактором которого является Пьер Антуан Кусто. В результате этого показа и вновь, благодаря помощи старшего брата Жак Ив Кусто получает у оккупационных властей разрешение на льготные условия для съемок, включая разрешение снимать в милитаризованной зоне Средиземноморского побережья. Кроме того, появляется возможность получать кинопленку, строго лимитированную в то время. Капитан Кусто: мифы и реальность Жак Ив Кусто создает свою первую компанию по производству фильмов 'Студия научных фильмов Кусто' в 1942 году, перед тем как организовать 'Объединенные акулы', которая позднее выпустит значительную часть снятых им кинолент. Можно с полной уверенностью сказать, что именно в это самое время и начинается 'Одиссея' капитана Кусто. Проект переживает необыкновенно стремительный взлет благодаря встрече, устроенной при посредничестве тестя Анри Мелькиора, между Жаком Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном, инженером из I Air liquide. Жак Ив излагает свои пожелания в том, что касается снаряжения для обеспечения подачи воздуха при погружениях. Инженер Эмиль Ганьян работал в то время над прототипом редуктора для мотора, работающего на газовой смеси. Он собирает такой аппарат и проводит ряд испытаний на Марне под Парижем в 1943 году. Не слишком удовлетворенный первыми результатами, Эмиль Ганьян модифицирует аппарат, и в июне 1943 года модель, испытанная в море, оказывается превосходной в эксплуатации. Трое друзей объединились вновь, но в этот раз по настоянию Жака Ива Кусто. Они собираются вновь приступить к съемкам без особых ограничений благодаря достаточному количеству пленки и аусвайсам (пропускам), любезно предоставленным при участии Пьера Антуана Кусто. Отснятые кадры станут основой фильма 'Останки затонувших кораблей'. Среди прочих мест съемки проводились и среди затопленных судов, которые устилали дно тулонского рейда. После освобождения Франции в 1945-м офицеры Филипп Тайе и Жак Ив Кусто вернулись на морскую службу Конечно, они занялись поиском работы, которая бы соответствовала их профессионализму и технической подготовке в области подводных работ. Им предлагают разработать и осуществить программу по разминированию тулонского рейда. Друзья взялись за это, безусловно, опасное поручение. Они создают на базе военно-морского флота специализированную структуру G.E.R.S. (группа подводных исследований и поиска), которой руководит капитан Тайс. Позже они найдут повод для официального принятия в свои ряды 'погонщика мулов' Дюма. В 1947 году G.E.R.S. получает свое собственное судно - 'Инженер Эли Монье'. Военно-морское ведомство предоставляет G.E.R.S. средства для проведения работ Жака Ива Кусто. Оно, например, соглашается поддержать возобновление археологических раскопок в Махдии, о которых мы уже упоминали, на глубине более 30 м и в сложных для погружения условиях. Министерство также предлагает продолжить экспериментальные работы по созданию аппарата для глубоководных погружений швейцарского профессора Пикара вблизи Дакара. Этот последний опыт станет неудачей, которая сильно отразится на Кусто, но она же позволит ему извлечь незабываемый урок на будущее. Повышение в офицерском чине обязывает его сменить занимаемую должность, и такая перспектива его совсем не радует, так как вынуждает оставить подводную деятельность, начатую в рамках G.E.R.S. Тем не менее он является кандидатом сразу на несколько должностей. Одна из них - руководитель новой программы освоения батискафа. В конце концов он принимает решение просить для себя особый статус, как это будет разрешено в свое время и другому офицеру - Эрику Табарли, чьи подвиги на борту корабля 'Пен Дьюик' известны во всем мире. Просьба Кусто удовлетворена. Жак Ив Кусто стремится во что бы то ни стало добиться независимости, чтобы делать то, что ему самому хочется без опеки и принуждения. Именно поэтому он также хотел иметь возможность распоряжаться огромным экономическим потенциалом, который имели в то время подводные разработки благодаря 'его' редуктору 'Кусто/Ганьян', поставленному на коммерческое производство фирмой 'Спиротекник', филиалом 'Эр Ликид'. Позднее контролирующая компания 'Аква Ланг интернэшнл' объединит более 20 совершенно разных фирм, она будет производить и продавать по всему миру оборудование для погружений под различными марками. В настоящее время эта компания обеспечивает торговый оборот порядка миллиарда французских франков, из которых Жак Ив Кусто получает 5 процентов как автор запатентованного изобретения. Когда мы говорим об отношениях между братьями Кусто, не надо забывать особые условия, в которых жили французы в то время. В рамках бессчетных ограничений, навязанных оккупантами, требовалось найти средство для реализации для своих проектов. Конечно, Жак Ив Кусто был в курсе дел своего брата, и, никоким образом не разделяя его идей, он стремился извлечь максимальную выгоду из родственных связей. Что касается его деятельности по приказам правительства Виши, надо знать, что большое число военных оставались 'лояльными', иначе говоря, подчинялись официальной власти того времени. Ею, как известно, было правительство маршала Петена в Виши. Однако это не помешало большинству из них примкнуть к движению, которое будет называться "Свободная Франция". Капитан Кусто: мифы и реальность И все же Жак Ив Кусто хочет полной независимости, чтобы попытаться претворить в жизнь свои самые смелые замыслы: быть первым и самым масштабным исследователем подводного мира, создать и довести до совершенства техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в настоящем и будущем. Он больше не хочет опеки ни сверху - чтобы лично определять цель, ни снизу - чтобы самостоятельно использовать результаты проведенной работы. Для этого ему необходим свой корабль. Он очарован старым минным тральщиком, принадлежащим Королевским Британским ВМС, который он увидел на Мальте и который носит судьбоносное имя "Калипсо". Но у Кусто нет средств на покупку судна. Меценатом стал известный производитель пива Гинесс, именно он внес большую часть необходимой суммы, в то время как остальные потенциальные вкладчики будут участвовать в расходах: ассоциация "Французские океанографические общества", созданная Жаком Ивом Кусто специально по этому случаю, совершила историческую покупку. Она состоялась в июле 1950 года. Жаку Иву Кусто как раз исполнилось 40 лет. Капитан Кусто: мифы и реальность Переоборудование длится целый год. Самым важным из технических новшеств является устройство под форштевнем, примерно в 2 м ниже ватерлинии. Это - специальная кабина для подводного наблюдения. Она имела форму сферы, в которой были установлены специальные иллюминаторы. Жак Ив Кусто готов заложить тело и душу, чтобы получить необходимые субсидии для своей первой экспедиции на Красное море. ВМС Франции откомандировывает на борт "Калипсо" двух механиков и одного матроса. Все остальные участники экипажа - добровольцы, как и Симона Кусто, назначенная комиссаром судна. Фредерик Дюма тоже на борту в качестве помощника ответственного за погружения. Вулканолог А. Тазиефф участвует в путешествии также на общественных началах и даже вместе с остальными выполняет необходимые работы на борту, ворча и ругаясь. А через три месяца, когда экспедиция вернется, на борт "Калипсо" ступит тот, кого назовут легендарным 'Бебером' - Бернар Фалько. Он покинет корабль только в 1996 году, во время его крушения у берегов Гонконга. В этом же году Кусто всерьез заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах, которые часто находят рыбаки, закидывающие свои сети напротив Марселя, в местности Гран-Конглюэ, со стороны Фриульских островов. Получив необходимые сведения, он решает взять в свои руки то, что станет первой и величайшей подводной археологической стройкой. Кусто не закончит ее, оставив эту заботу Иву Жиро, страстному энтузиасту, который с самого начала участвовал во всех работах. На поверхность были подняты более 2000 амфор и других предметов. Некоторые критики говорили, что раскопки проводились безо всякого метода и без специальной подготовки, но эти высказывания, сформулированные позднее титулованными археологами, не принимали во внимание бесчисленные трудности глубоководных погружений в условиях труднодоступной местности, в море, временами довольно суровом. С другой стороны, было необыкновенно трудно обеспечить успешное взаимодействие людей и особенно машин и оборудования, в том числе насосов, откачивающих песок и тину, неудобных и опасных в управлении, тем более что их зачастую использовали на глубине порядка 50 - 60 м. Жак Ив здесь использует свои, впоследствии отточенные до совершенства гениальные способности в работе со средствами массовой информации: пресса и телевидение во всем мире сообщают о стройке в Гран-Конглюэ; "Нэшнл джиогрэфик" посвящает ему большую статью, которая дает Кусто известность в англоговорящих странах. И в это же время создается более совершенное оборудование для подводных съемок. Прежде всего благодаря профессору Эджертону, изобретателю электронной вспышки, и гениальному инженеру Лабану, автору камер для съемок. Известнейшие индустриальные фирмы добиваются участия в этом технологическом прорыве и охотно делают капиталовложения. Капитан Кусто: мифы и реальность Тем не менее бурная деятельность сопряжена с большим и расходами, и Жак Ив вынужден обратиться к решению задач ме нее зрелищных, показательных, но более прибыльных. Пришла мода на офшорную нефть, и ее разработчикам срочно требуются подготовленные команды для эффективной деятельности. Начав работы в этой области, Кусто создает французскую компанию подводных исследований "1OFRS" (1 Office Francais de Recherches Sous marines), которая заключает контракты с нефтедобывающими компаниями и позволяет Кусто сделать небольшую передышку перед съемками полнометражного фильма. Замысел картины давно зреет в его голове, она должна носить то же название, что и книга, написанная им вместе с Ф. Дюма в 1953 году, - "Мир тишины", которая имела огромный успех во всем мире, окончательно утвердив известность Жака Ива Кусто. В это же время он принимает участие в экспериментальных погружениях батискафа "Триест" профессора Пикара. Забыты неудачи 1948 года. Аппарат с успехом погружается на глубину 3200 м с профессором и его сыном на борту Во время этой операции командование ВМС Франции просит его обеспечить проведение подводных съемок. Кусто убежден, что его будущее -в исследовании техники проникновения человека в подводный мир. Опыты с "Преконтинентом" будут проведены, чтобы доказать это. Капитан Кусто: мифы и реальность В 1954 году Жак Ив Кусто отправляется на Красное море и в Индийский океан. На борту 'Калипсо' находится также молодой кинематографист Луи Маль. Кусто приобщает его к погружениям, и молодой человек снимает документальный сериал, который будет с успехом показан миллионам телезрителей. Кусто уже понял, что средство массовой информации будущего - это телевидение, которое приносит изображения в дома скорее, чем потенциальные зрители соберутся пойти в кино. Этот сериал значительно увеличивает его американскую аудиторию. Он был выпущен новым обществом, основанным Жаком Ивом Кусто, "Les Requins Associes". В начале 1955 года все собрались на борту "Калипсо" для великого отплытия: курс - на Красное море. Начались съемки "Мира тишины", который станет культовым фильмом для всех влюбленных в подводный мир. Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова с отрывками из Jojo le Merou, затем многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах. Фильм смонтирован и представлен с необычайным размахом в Париже в феврале 1956 года в театре на Елисейских полях. Приглашены всевозможные знаменитости: присутствуют президент республики, председатели обеих палат парламента, представители конституционных властей, а также послы более 30 стран. Национальные ВМС обеспечили почетный караул под аккомпанемент военно-морских маршей. Триумф фильма невообразимый: публика аплодирует стоя более получаса. Газеты, радио и телевидение в один голос называют фильм произведением века. Разумеется, фильм отобран для показа на кинофестивале в Канне, где впервые в номинации "документальный фильм" картина получает Золотую пальмовую ветвь. Показанный в Нью-Йорке, фильм получает такой же феноменальный прием. В 1957-м ему присуждают "Оскара". Необходимо отметить редкий факт: на следующий год другой фильм Жака-Ива Кусто "История красной рыбы" получает еще один приз на Каннском фестивале и еще одного "Оскара" в Голливуде. Это подтверждает, что в первом случае успех был не случайным. Жак Ив Кусто сумеет на протяжении всей своей жизни сохранить тот ореол славы, который ему принес "Мир тишины". И также сполна использует все возможности, предоставляемые средствами массовой информации. В 1957 году принц Монако Ренье предлагает Кусто стать директором знаменитого Океанографического музея княжества. Тот принимает предложение, и это превосходно устраивает обе стороны: государство с выгодой использует кинематографическую известность исследователя Кусто, а Жак Ив может поздравить себя с назначением на научную должность. На самом деле, он никогда не называл себя ученым, но действовал и вел себя так, как будто был им. Достаточно послушать иные его выступления и комментарии в авторских фильмах, чтобы в этом убедиться. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых настоящих ученых. Впрочем, они не имели такого практического подводного опыта, как Кусто. Нахождение Кусто во главе Океанографического музея мало сказалось на жизнедеятельности уважаемой организации. Жака Ива не часто можно было застать в своем служебном кабинете: он свято соблюдал условие, поставленное при назначении на должность, - сохранять за собой свободу действия во всем, что касалось остальной его деятельности. Так, он предоставит возможность замещать себя Жану Алину, а затем и Филиппу Роу позволяя им решать текущие вопросы, но никогда не передаст полномочий на разрешение принципиальных проблем. Он оставит свой пост лишь в 1989 году, через 32 года после того, как обосновался в княжестве. Но об этом чуть ниже. В том же памятном, 1957 году в промежутках между съемками Кусто экспериментирует с первым проектом "ныряющего блюдца", испытывает аппараты на больших (около 2000 м) глубинах. Через год исследователь принимает ряд предложений по организации для OFRS новых работ, требующих погружений на большие глубины. И прежде всего изучает возможность прокладки нефтепровода. Уже начиная с 1959 года большим подспорьем в реализации подводных проектов становится "ныряющее блюдце". Капитан Кусто: мифы и реальность 1960 год принес новые обильные доходы, которые позволили обеспечить финансирование многогранной деятельности подведомственных Кусто компаний, в то время как сам он увлекся одним чрезвычайно амбициозным проектом. Его можно было бы окрестить "Подводные дома". Здесь самое время вспомнить о детях Жака Ива Кусто. У него два сына. Старший Жан-Мишель в 1960 году становится архитектором. Вскоре он уже выполняет несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время - на Высшие кинематографические курсы. Он принимает самое активное участие в исследовательской деятельности отца.
    Капитан Кусто: мифы и реальность В 1962 году Жак Ив Кусто начинает свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. Речь идет об операции "Преконтинент I", в ходе которой два пловца - Альбер Фалько и Клод Уэсли - будут жить неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 м и работать на глубине 25 м под водой. Результаты работ обнадежили, и в 1963 году была предпринята операция "Преконтинент II" в Красном море, за ней в 1965-м последовала "Преконтинент III"... Пять человек, среди которых "ветераны" первого "Преконтинента", участвуют во втором опыте и шестеро - в третьем. Среди них и Филипп Кусто. И если совершенно неопровержим тот факт, что эти опыты позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, то в равной степени они были расценены властями как слишком дорогостоящие. Остановка работ сильно разочаровала Кусто. Тем не менее забегая вперед, скажем, что сегодня подобного рода погружений нет, используются погружаемые капсулы, в последнее время - управляемые роботы. Тем не менее думается, глава о проникновении человека на большие глубины не закрыта. Еще одним итогом операции "Преконтинент III" стал "Оскар" за фильм "Мир без солнца". Он, конечно, не имел такого же успеха, как "Мир тишины". Некоторые подготовленные критики не преминули попрекнуть создателей фильма за откровенно грубые трюки. Кусто эти справедливые упреки огорчили главным образом потому, что они выбивали из рабочего ритма технический и научный персонал на "Калипсо". Чтобы совладать с возникшими трудностями, Кусто добивается у французского правительства заключения крупного контракта на "проведение подводных исследовательских работ нового типа". "Аржиронет" - такое имя получил плод воображения инженера Французского института нефти (ФИН) Пьера Вилма. Проект пополам финансируют ФИН и CNEXO. Составив и утвердив первоначальную смету, они передают реализацию "Аржиронета" СЕМА Жака Ива Кусто. Масштаб задуманных работ огромен. Они рассчитаны более чем на четыре года. Не ошибемся, если скажем, что этот период был для исследователя самым трудным с финансовой точки зрения. Некоторые говорят, что ситуация была скандальной. Но здесь нужно учитывать следующее. Кусто мог многое позволить себе с учетом своей фантастической известности. И если, как считали недоброжелатели, его репутация была слегка подмочена во Франции, то в США она оставалась незапятнанной. В 1972 году капитан покидает родину. В Америке он встретился с младшим сыном Филиппом - владельцем собственной киностудии. Старший Жан-Мишель тоже поехал с отцом. Отныне он ответствен за материально-техническое обеспечение, необходимое для путешествий "Калипсо" по всему свету. В Соединенных Штатах у Кусто есть "запасной аэродром". Его компания Requins Assoies вот уже в течение пяти лет связана с рядом американских телевизионных программ очень важным контрактом. Во многом именно это обстоятельство сделало лицо Жака Ива Кусто знакомым телезрителям во всем мире. И прежде всего - благодаря телевизионному сериалу "Одиссея капитана Кусто". Он смеется, когда слышит, что стал настоящей телезвездой. Действительно, какое ему дело до критики, исходит она от ученых или от деятелей кино. Победителей не судят. А результат налицо - полновесные доллары. Жак Ив хочет добиться большего. Ему уже недостаточно оставаться только исследователем и документалистом. Он стремится к расширению властных полномочий. В 1977 году в США под видом некоммерческой организации было организовано "Общество Кусто". Цель - "защита природы и улучшение качества жизни". Президент общества - отец, вице-президентом назначен сын Жан-Мишель. Место базирования штаб-квартиры - Нью-Йорк. Имя Кусто творит чудеса. Взносы текут рекой. Члены общества получают опубликованные произведения "Калипсо Лог" и "Долфин Лог". Продажа товаров на дому осуществляется на американский манер - по почте. Успех мгновенный и огромный. Он подталкивает к со зданию филиалов общества в Норфолке и в Лос-Анджелесе. В Норфолке "Общество Кусто" хочет построить при помощи муниципальных властей океанографический парк, наподобие того, который Жан-Мишель на пару с отцом пытался создать на Лонг-Бич. Проект закончился полным финансовым провалом, потерей миллионов и миллионов долларов. Но как бы там ни было, вопреки язвительной кампании, развернутой в местной прессе и направленной против проекта, он убеждает власти в своей благонадежности. К несчастью (или, наоборот, к счастью для вкладчиков), по причине смены городских властей этому плану не суждено будет осуществиться. Здесь нужно сказать, что в 1979 году погиб младший сын Кусто Филипп. Он участвовал в съемках фильмов вместе с отцом, обогащая картины кадрами необычного ракурса, снятыми с гидросамолета "Каталина". 28 июня 1979 года Филипп отправляется в Португалию, в дельту Рио-Тежо, чтобы проверить качество ремонта гидросамолета, проведенного в местных мастерских. Испытания проходят безупречно, но во время приземления на воду, после первого контакта с поверхностью, нос машины внезапно ушел под воду, хвост гидроплана лишь залит водой. Весь экипаж цел и невредим. На борту нет только Филиппа, он объявлен без вести пропавшим. Его тело так никогда и не найдут. Смерть сына сильно отразилась на капитане. Может показаться странным, но провал плана по созданию парка в Норфолке никак не сказался на популярности Жака Ива Кусто в Соединенных Штатах. Тем не менее в 1981 году он возвращается на родину И основывает здесь "Фонд Кусто" с той же структурой и теми же целями, что и у его старшего "американского брата". И успех почти такой же. Общество, к слову, существует по сей день. Капитан Кусто: мифы и реальность Именно под покровительством этой организации проходят первые испытания судна на принципиально новой, революционной ветряной тяге. Проще говоря, речь идет о турбопаруснике. Общество приобретает старый катамаран и ремонтирует его. Директор морской верфи в Санари становится верным сподвижником Кусто. Тем временем авторы концепции турбопарусника Л. Малавар, Б. Шарье и Жак Ив Кусто принимают решение, что катамаран послужит уменьшенной моделью для корабля "Алсион". Предприятие проходит под управлением морского архитектора Мориса, конструктора парусника "Франсе З", участвовавшего в Кубке Америки, и автора первоначальных переоборудовании на "Калипсо". Малютка получает имя "Ветряная мельница". В конце 1983 года она отправилась в свое первое плавание через Атлантику, где попала в очень сильный шторм, потеряв мачту и парус. Жак Ив не отчаивается. Он связывается с вкладчиками и возобновляет предприятие с удвоенной энергией. "Алсион" будет готов в 1985 году, весной пересечет Атлантику и произведет фурор своей управляемостью и экономичностью. Однако общий итог все равно будет не в его пользу, так как стоимость эксплуатации корабля превысит цену сэкономленной энергии. В июне 1989 года Кусто возглавляет Французскую академию, почти одновременно оставив свои обязанности директора Океанографического музея в Монако. В декабре 1990 года внезапно скончалась Симона Кусто, которую все, кто близко знал эту женщину, ласково называли "пастушкой". Ее спокойный нрав, безусловно, повлиял и на характер капитана Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако. Кусто женится во второй раз в конце июня 1991 года - на Франсине Триплет, матери Дианы и Пьера-Ива Кусто. Капитану только что исполнилось 80 лет. Возможно, он начинает подводить итоги своей жизни и немного ослабляет контроль за поведением своих соратников. Сложные связи между многочисленными обществами, основанными Кусто, порою служили соблазнительной приманкой для любителей ловли рыбы в мутной воде. Управлением ряда организаций все настойчивее интересовались налоговые службы. В частности, в США "Общество Кусто" было арестовано за не предоставление счетов, за незаконную вербовку в свои ряды по почте, не предусмотренную законами. Некоторые подразделения общества настолько запутались в отношениях с законом, что их деятельность закончилась конфискацией имущества... Тем не менее совершенно очевидно, что никто не вправе посягнуть на честное имя самого Кусто. Общеизвестно: чем масштабнее личность, чем грандиознее дело, которым занят человек, тем больше у него не только союзников, но и завистников, недоброжелателей. К тому же, как знаем, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. ... Так что оставим покоиться с миром капитана Кусто вместе с Симоной и Филиппом, а сами продолжим начатое ими дело, чтобы планета стала красивей, а люди лучше. И. Норман, Е. Крылова Опубликовано в журнале ОКТОПУС #01(01)1998 [1] и #02(02)1998 [2]


    P.S. Не так давно вышел фильм, повествующий о жизни Великого Капитана Кусто - фильм называется "Водная Жизнь" (еще вариант "Утомленные морем") рецензия от Экслера
    здесь
    Категория: Дайвинг | Добавил: diving (26.05.2007)
    Просмотров: 1212 | Рейтинг: 0.0 |

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа
    Поиск по каталогу
    НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
    Друзья сайта
    Статистика
    Каталог сайтов Всего.RU Рейтинг@Mail.ru