Trans Asiatic Oil и Фридайвинг Сегодня эта история может показаться совершенно невероятной. Мало кто помнит, что ещё 30 лет назад Иран являлся светским государством. Последний шах Ирана - Пехлеви вёл прозападную политику и очень много вкладывал в экономику Ирана. В 60 - 70 годы, национальна нефтяная компания Ирана была инициатором и спонсором нефтепровода соединившего Красное море со Средиземным. Хотя Иран не афишировал свой деловые отношения с Израилем, до 79 года в Тегеране было постоянное Израильское представительство. Кроме этого, на территории Ирана работали десятки израильских подрядчиков. Объём израильского экспорта в Иран в 1976 году составил 100 миллионов долларов. В 1968 году Иран создал совместную нефтяную компанию под названием Trans Asiatic Oil (На иврите Каца). Для отвода глаз, фирма была зарегистрирована в Панаме. Trans Oil импортировала иранскую нефть в Европу через Израильский порт Ашкелон.
Для этого был проложен 254 километровый нефтепровод. Последствия Шестидневной войны и блокада Суэтского канала были золотой жилой для этого проекта. Одним из условий ухода Израиля из Египта и отказа от Синайской нефти, был долгосрочный договор о поставке нефти из Ирана. Исламская революция разрушила эти радужные планы. Новое правительство Ирана во главе с Хомейни свернуло все отношения с Израилем. Израильское представительство было закрыто, а его здание перешло Арафату. Поставки нефти были полностью прекращены. С 1979 года нефтяной терминал в Эйлате практически не функционирует. Последний раз о нём вспоминали несколько лет назад, во времена правления Хатами. На не официальном уровне, Иранцы взвешивали возобновление эксплуатации нефтепровода. С приходом к власти Ахмадинежада, контакты прекратились*. Нефтяной терминал в Ейлате является стратегическим объектом. Все эти годы Израильская сторона поддерживает его работоспособность. Более того, нефтепровод был переоборудован на подачу нефти из Средиземного моря в Красное. Trans Oil надеется на транзит каспийской нефти в Южную Азию и на Дальний Восток. Так как, ни Дарданеллы, ни Суэцкий канал не готовы пропускать супертанкеры, на эти рынки каспийская нефть не попадает. Для начала поставок требуется реализация проекта «Турецкий коридор», который свяжет нефтепроводом Турцию с Израилем. Если качнуться поставки, это будет огромным ударом по экономике Ирана, который является одним из основных поставщиков нефти в Южную Азию. Возможно эта угроза, является одной из причин нынешнего неистовства Ахмадинежада по отношению к Израилю.
На этом покончим с историей и политикой и перейдем к практике. Получить доступ на территорию терминала практически не возможно. Дайверы работающие инструкторами в Ейлате годами просят разрешений, но пока мало кто его получил. Ходят байки, что на территории терминала сидят злостные Иранцы, которые стреляют без предупреждения по нарушителям. На счёт стреляют, это конечно ерунда. Один хорошо знакомый мне дайвер рассказывал, что как-то заблудился и случайно подплыл к терминалу с юга. Как только они приблизились к насосным станциям, к ним сверху подошла лодка и спустила дайвера, который потребовал ретироваться. По всей видимости, зона прослушивается на эхолотах и до сих пор серьёзно охраняется. Историй о фантастической красоте подводного мира этого сайта ходят из уст в уста. Недавно на нём удалось побывать знакомым фридайверам. Видимо, приборы бессильны перед ихтиандрами. Мы решили пойти по их стопам и заплыть в терминал с юга. Красота этого места не передаваема. Обросшие кораллами колоны с массой непуганых рыб впечатляют. Трубы поставлены пирамидой и когда ныряешь вдоль них, то по неволе начинается вертиго. Мы успели посмотреть только южную часть терминала и тут нас засекли. Один из нас заметил человека в каске идущего вдоль насосов. Быть пойманным, это конечно не фатально, но лишиться отснятых кадров было бы обидно. Что есть силы, мы сиганули в сторону берега. Наша машина стояла прямо возле ограды терминала. Мокрые, не снимая костюмы (разве что ласты) мы заскочили в машину и поспешно ретировались. Вроде обошлось без разбирательств...
Представляю кадры вам на обозрение.
*Если не считать судебные притензии Ирана за не уплаченные поставки 30 летней давности. Израиль со своей стороны сетует на убытки от разрыва контракта.